Адвокатура
07.03.2023

Эксперты «Адвокатской газеты» назвали создание Единого государственного реестра адвокатов одной из самых значимых новаций поправок в Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Адвокаты проанализировали внесенные в Госдуму комплексные поправки в Закон об адвокатуре: законопроект предусматривает создание Единого государственного реестра адвокатов, закрепление статуса КИС АР, изменение требований к претендентам на получение статуса адвоката, к адвокатскому запросу и иные поправки — сообщает «Адвокатская газета» и напоминает, что вице-президент Федеральной палаты адвокатов Олег Баулин ранее отметил, что  доработанная редакция законопроекта, внесенная в Госдуму, согласована с Советом ФПА РФ и является результатом длительной совместной работы министерства и Федеральной палаты адвокатов РФ. В частности, из поправок, предложенных в ст. 17 Закона об адвокатуре, была исключена норма, предоставляющая Минюсту право на судебное оспаривание решения, принятого советом адвокатской палаты. Кроме того, вице-президент ФПА, президент АП Воронежской области О.Баулин информировал, что в проекте уточняются порядок оформления полномочий адвокатов на оказание юридической помощи – оформления и изготовления ордеров, основания и порядок приобретения статуса адвоката. Предусматривается ведение Единого государственного реестра адвокатов вместо региональных реестров. Подробное регулирование получает процедура внесения органами юстиции представлений о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей. «АГ» приводит цитату О.Баулина: «В целом законопроект для адвокатского сообщества ожидаем, и адвокатура сможет продолжить успешную работу в случае его трансформации в закон».

Как отмечают разработчики поправок, Единый государственный реестр адвокатов РФ станет единственным федеральным государственным информационным ресурсом, содержащим достоверные сведения обо всех адвокатах страны. На данный момент каждый территориальный орган Минюста самостоятельно ведет региональный реестр адвокатов. «Единый реестр – это единый федеральный ресурс, за его счет будут выполняться самые различные сервисы, которым требуется доверенная юридическая среда. В частности, например, вводится в эксплуатацию сервис “Цифровой социальной юрист”. Естественно, федеральный реестр адвокатов будет выступать в качестве источника данных для функционирования подобных сервисов», – рассказала вице-президент ФПА РФ Елена Авакян и заключила, что Единый реестр – это плюс, а не минус: «Важно иметь возможность полагаться на данные этого реестра как на публичную достоверную информацию». Выступивший экспертом «Адвокатской газеты» адвокат АК «Санта Лекс» Павел Гейко считает, что введение реестра  позволит уменьшить, а возможно и искоренить акты мошенничества в сфере оказания юридической помощи, даст доверителям точную, достоверную и проверенную информацию об адвокате и его статусе. 

Эксперты «АГ» прокомментировали также предложение  наделить Минюст  наряду с его территориальными органами правом вносить соответствующие представления в адвокатские палаты субъектов РФ. При этом закрепляется обязанность для совета адвокатской палаты рассматривать все представления, внесенные Минюстом и его территориальными органами, и возбуждать по ним дисциплинарные производства. «АГ» отмечает, что эта норма законопроекта повторяет позицию Совета ФПА, который в Решении от 8 июля 2021 г. указал, что представление управления Министерства юстиции по соответствующему субъекту РФ о возбуждении дисциплинарного производства в отношении адвоката в соответствии с п. 7 ст. 17 Закона об адвокатуре является основанием для вынесения распоряжения о возбуждении дисциплинарного производства. «Оценка достаточности доказательств и обоснованности выдвинутых дисциплинарных обвинений на данной стадии Кодексом профессиональной этики адвоката не отнесена к компетенции президента палаты адвокатов либо лица, его замещающего», – указывал Совет ФПА.

Законопроектом уточняются требования к адвокатскому запросу. Для недопущения случаев заключения соглашений между адвокатом и доверителем, предметом которых было бы только направление адвокатского запроса, предлагается внести соответствующее изменение в п. 1 ст. 6.1 закона, согласно которому направление адвокатского запроса (запросов) не может являться самостоятельным предметом соглашения об оказании юридической помощи. Один из экспертов «АГ» считает, что  такое дополнение п. 1 ст. 6.1 Закона об адвокатуре является вполне юридически и этически правильным решением, нововведение поможет ограничить злоупотребления правом запрашивать информацию, которая непосредственно не относится к лицу, заинтересованному в получении юридической помощи.

Другой эксперт «АГ» обратил внимание, что ст. 6.1 Закона об адвокатуре планируется дополнить п. 4.1, предоставляющим право в течение 10 календарных дней со дня получения адвокатского запроса возвратить его адвокату без ответа, если «организация или должностное лицо» сочтут, что в их компетенцию «не входит решение вопросов, поставленных в адвокатском запросе». По мнению эксперта эта новая норма снижает информационную эффективность адвокатских запросов, однако ещё один эксперт - заместитель председателя Комиссии по этике и стандартам ФПА Василий Раудин - напротив, считает, что норма о возвращении адвокату в 10-дневный срок запроса, который не входит в компетенцию соответствующего органа или должностного лица, направлена на ускорение процесса обмена информацией и на усиление защиты прав доверителей.

«Адвокатская газета» публикует комментарии экспертов к другим поправкам, и отмечает, что  адвокаты поддержали идею законодательного закрепления статуса КИС АР, поскольку современные информационные подходы смогут значительно облегчить системное взаимодействие органов адвокатского самоуправления, адвокатских образований и адвокатов как между собой, так и с внешним миром.

 

Полный текст новости

Фото из открытого источника