Блоги
22.08.2018

Основные проблемы адвокатуры и пути их решения.

Адвокатура сегодня переживает не лучшие времена. И дело тут не только в том, что вся Россия находится в тяжелом экономическом кризисе, но в большей степени потому, что у российской власти не было времени, да и желания, заниматься назревшими проблемами в юридическом секторе экономики. Большее значение придавалось т.н. «судебной реформе», которая в итоге переросла в маловразумительные процессы по разбуханию судейской структуры, строительству помпезных судебных зданий и запутыванию судебного процесса. В ходе всей этой «перестройки» и «застройки» про адвокатов просто-напросто забыли… или сделали вид, что забыли, тогда как коммерческий сектор экономики, заточенный на юридический бизнес, развивался не только безбоязненно, но и вполне открыто поощряемый федеральными властями.

 На сегодняшнем этапе адвокатура поставлена перед безальтернативным выбором: либо она согласится на свободное вливание в свои ряды безбрежного океана околоюридических «специалистов» и в награду получит адвокатскую монополию на ведение судебных дел, либо нынешнее состояние правового хаоса останется без изменений и про адвокатуру просто забудут. Как некую реформу в Министерстве юстиции России «предложили» на обсуждение проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, при условии реализации которой (в течение 5-ти лет после ее официального утверждения Правительством РФ!) может быть сформирован в России единый рынок профессиональной юридической помощи и адвокатура получит (наконец то!) «судебную монополию».

Думается, что данный вариант решения проблемы направлен на фактическое уничтожение адвокатуры России как профессионального сообщества, поскольку 5 лет (и это только при условии утверждения Концепции Правительством РФ!) в условиях сегодняшней экономической действительности будет периодом «вымирания» адвокатов и их «постепенной заменой» новыми бесконтрольными формами юридической активности под непосредственным присмотром государства.

 Жить в России – это означает прежде всего научиться думать, как думает российская власть. Все великое видится на расстоянии, а вышеуказанная Концепция (в своем проекте) даже на расстоянии внушает опасение в своей грандиозности и практической невыполнимости. Опыт последних 30 лет реформ в России показывает, что ни одно начинание, красиво сформулированное властью и разрекламированное (пример - хотя бы та же «судебная реформа») не было жизнеспособным или хотя бы частично достигло рекламируемые цели.

Попробуем рассмотреть предметно, какие проблемы испытывает на сегодняшний день адвокатское сообщество и какие имеются возможные пути решения этих проблем (но, конечно же, без разработки глобальных и всеохватывающих Концепций).

Первая (и основная) проблема наличие в России бессчетного количества коммерческих структур, рекламирующих себя вполне свободно и доступно для неискушенного потребителя – «юридическая помощь», «юристы», «юридические услуги», «все виды юридической помощи» и т.д.  В большинстве своем на вывесках этих структур нет «выходных данных», трудно понять, кто же оказывает эти услуги – организация, индивидуальный предприниматель или просто группа предприимчивых людей вообще не имеющих статуса бизнесмена. Особняком стоят конторы, рекламирующие себя как общества защиты прав потребителей, которые также вносят свои лепту в дело всеобщего юридического хаоса. На первый взгляд эта «проблема» может и не считаться помехой для деятельности адвокатов, если бы не одно обстоятельство. Подавляющее большинство этих «коммерсантов» в целях завлечения в свои сети доверчивых клиентов используют волшебное словосочетание – «юридическая консультация бесплатно». Именно эта фраза, размещенная зачастую над входом в офис предприимчивых коммерсантов, является тем искусительно-привлекательным кусочком сыра, заставляющим простых граждан (а зачастую жертвами становятся именно малоимущие, пожилые люди) с надеждой залазить в гостеприимно распахнутую перед ними дверцу мышеловки и отдавать мошенникам свои последние, кровно собранные гроши, получая взамен стопроцентные (а порой и больше процентные!) заверения в полной юридической победе и чистом экономическом барыше без границ. Именно это обстоятельство, на мой взгляд, и является основной проблемой для адвокатуры, которая не может позволить себе подобных «бесплатных интервенций» в силу своего профессионального престижа и прямого запрета на подобные действия в рамках действующего законодательства. Ведь оказать бесплатную юридическую помощь человеку можно лишь при условии, что в данном случае его юридическая проблема будет рассмотрена с точки зрения ее практического решения, тогда как не все человеческие проблемы (а зачастую их большинство) возможно вообще решить в связи с их бесперспективностью. Но для юридических коммерсантов проблема клиента – не «проблема», раз есть возможность осуществить платное представительство в суде или просто составить платный юридический документ (ведь рекламировалась только бесплатная юридическая консультация!).

Вторая проблема - это проблема чисто финансовая. Коммерческий юридический бизнес в ходе своей деятельности применяет тарифы, разработанные адвокатским сообществом для применения исключительно адвокатами. Хуже всего, что именно суды в данном вопросе являются зачинателями хаоса, поскольку при рассмотрения вопроса о взыскания расходов на оплату услуг представителя-не-адвоката применяют именно адвокатские расценки, что, на мой взгляд является в корне не верным. Если представитель-не-адвокат осуществил представительство в суде, то он сам должен доказывать разумность и обоснованных своих расценок, а суд должен дать правовую оценку обоснованности этих расценок. Только так и не иначе.

Третья проблема (но зачастую ее почему-то выносят на первый план) – вопрос с низкими ставками государственных расценок на оплату работы адвокатов по назначению. Вопрос, без сомнения, важный и нуждающийся в решении, Но, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране, принимая во внимание непредсказуемость состояния бюджета России, было бы наивно надеяться, что Правительство РФ пойдет на увеличение расходной части федерального бюджета по статье «оплата работы адвокатов по назначению». Хотелось бы в это верит, но вряд ли…

Еще раз хочу подчеркнуть – с моей точки зрения проблемы адвокатуры на современном этапе возможно решать лишь при условии акцентирования внимания Правительства РФ на тех возможных вариантах, которые не требуют дополнительных расходов государственного бюджета.

Таким образом, в качестве итога, можно сформулировать следующие пути решения назревших проблем адвокатуры при минимальном финансовом участии федеральных органов власти:

  1. Введение сводного (всероссийского) Реестра субъектов рынка юридической помощи, ведение которого поручить территориальным органам Министерства юстиции РФ;
  2. Утверждение бланка Типового договора об оказании юридической помощи, обязательного к применению всеми субъектами рынка юридической помощи;
  3. Установление минимальных расценок на оказываемую юридическую помощь, разработка и утверждение которых возлагается на региональные органы исполнительной власти;
  4. Запрет на рекламу и оказание бесплатной юридической помощи субъектами рынка юридической помощи.

Указанные положения, по моему мнению, допустимо передать на рассмотрение и утверждение в Правительство РФ в виде проекта соответствующего постановления. Проект указанного постановления я и выношу на Ваше обсуждение.

Адвокат

Ананьев Макcим Олегович

 

 

                                                                                                                                      ПРОЕКТ

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Дата   №___

 

«О Временных правилах оказания юридической помощи

на территории Российской Федерации»

 

В целях неукоснительного соблюдения статьи 48 Конституции Российской Федерации, обеспечения законных прав и интересов граждан и юридических лиц и пресечения правонарушений в сфере оказания юридической помощи Правительство Российской Федерации 

п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить и ввести в действие с 01.01.2019 г. Временные правила оказания юридической помощи на территории Российской Федерации (прилагаются).

2. Министерству юстиции Российской Федерации:

 - в месячный срок разработать и довести до всеобщего сведения порядок ведения Реестра лиц, имеющих право оказывать юридическую помощь;

 - по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в двух месячный срок разработать и довести до сведения региональных органов власти правила установления минимальных тарифов на оказываемые юридические услуги;

 - в месячный срок подготовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство в части применения мер ответственности к субъектам рынка юридической помощи в случае нарушения Временных правил оказания юридической помощи на территории Российской Федерации.

Председатель Правительства РФ

 

                                                                                                   Приложение к Постановлению

                                                                                                   Правительства РФ от___ № ___

 

ВРЕМЕННЫЕ  ПРАВИЛА  ОКАЗАНИЯ  ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ  НА  ТЕРРИТОРИИ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 1. Настоящие Временные правила (в дальнейшем- «Правила») разработаны в целях обеспечения требований статьи 48 Конституции Российской Федерации о гарантированном праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи и действуют в условиях формирования профессионального рынка юридических услуг в России.

Основной задачей Правил является восполнение пробела в правовом регулировании рынка квалифицированной юридической помощи, устранение имеющихся противоречий в применении отдельных норм права, пресечение недобросовестной конкуренции и преступных действий, допускаемых отдельными участниками данного рынка.

Действие настоящих Правил не распространяется на деятельность адвокатов, работу штатных юристов исключительно в интересах организации, с которой они состоят в трудовых отношениях, и случаи оказания бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Юридическая помощь (юридическая услуга) представляет собой вид экономической деятельности, направленный на применение, исполнение или обеспечение норм права либо ненормативных актов органов власти, выполняемый на платной основе лицом, имеющим высшее юридическое образование, на основании заключенного гражданско-правового договора.

Допускается оказание юридической помощи гражданам или юридическим лицам.

3. К деятельности по оказанию юридической помощи (оказанию юридических услуг) допускаются субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели и организации) имеющие высшее юридическое образование (для организаций – высшее юридическое образование должно быть не менее чем у 50 процентов от общего числа штатных работников), зарегистрированные в установленном  порядке и включенные региональным органом Министерства юстиции Российской Федерации в сводный Реестр лиц, имеющих право оказывать юридическую помощь (в дальнейшем - «субъекты рынка юридической помощи»).

4. В каждом случае юридическая помощь (юридические услуги) оказываются субъектом рынка юридической помощи после заключения с конкретным лицом (в дальнейшем – «заказчик») договора об оказании юридической помощи согласно типовому договору (приложение № 1). Договор заключается в двух экземплярах, один из которых остается у субъекта рынка юридической помощи, а второй передается заказчику.

Каждый субъект рынка юридической помощи обязан вести учет заключенных договоров на оказание юридической помощи и обеспечить их хранение в течение не менее чем пяти лет после исполнения договора.

5. Оплата оказанной юридической помощи производится заказчиком на основании расценок (тарифов) установленных субъектом рынка юридической помощи с учетом минимальных тарифов на оказание платных юридических услуг, установленных  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Субъект рынка юридической помощи обязан проинформировать заказчика о применяемых им расценках (тарифах) на оказываемую юридическую помощь. К заключенному с заказчиком договору об оказании юридической помощи в обязательном порядке должны быть приложены надлежащим образом заверенные копии указанных расценок (тарифов).

6. Субъекты рынка юридической помощи не вправе рекламировать и оказывать бесплатную юридическую помощь, вводить заказчиков в заблуждение относительно результатов оказания юридической помощи, в том числе выдавать какие-либо гарантии достижения этих результатов, а также совершать иные действия, направленные на недобросовестную конкуренцию и получение незаконных доходов.

 

 

Дискуссии по поводу Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи будут продолжаться.

Споры действительно будут продолжаться, причем и до реформы, и во время ее проведения, и много лет после того, как она будет завершена, слишком сложны затрагиваемые вопросы, и варианты их разрешения.

Материал адвоката М.О. Ананьева - о той же проблематике, о том, что регулирование рынка оказания юридической помощи не является нормальным. Вполне понятны опасения автора - существует опасность, что адвокатуру "захлестнет" волна нерегулируемых участников юридического рынка. Правда, вряд ли это что-то меняет: очень разные юристы, оказывающие помощь, уже есть и никуда не денутся (да и не должны), они работают рядом с нами, и правила этой работы должны быть общими.

А вот предложения о временном, на переходный период, регулировании, пусть и в форме административного допуска, заслуживают внимания.

От редакции

 

Вашу позицию по указанному проекту постановления Вы можете направить в адвокатскую палату Воронежской области по электронной почте: apvo.ofis@yandex.ru