Новости
06.02.2019

Защита по назначению должна оплачиваться по новым ставкам.

Практика оплаты защиты по назначению

С 1 января 2019 г. Советом ФАП определены размеры вознаграждения адвоката в зависимости от сложности дела исходя из ставок, указанных в Постановлении № 1169. Федеральная палата адвокатов РФ произвела вычисления на основе Порядка расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела. Этот документ утвержден совместным Приказом Минюста России и Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 174/122н и не претерпел изменений, связанных с принятием Постановления № 1169.

 Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко сообщил, что, согласно поступающей из субъектов РФ информации, есть регионы, где суды признают логичность и справедливость этого решения ФАП и начали выписывать документы на оплату в соответствии с этим решением.

По словам Юрия Пилипенко, на совещании с участием государственных распорядителей бюджетных средств, состоявшемся в Министерстве юстиции РФ, представители правоохранительных органов также признали обоснованность решения Совета ФПА РФ и согласились с примененной ФПА РФ методикой расчета.

ФПА РФ применила используемый в Постановления № 1169 подход пропорционального увеличения размеров вознаграждения адвоката из расчета одной трети от разницы между минимальным и максимальным пределами вознаграждения (они установлены в Положении ‎о возмещении процессуальных издержек от 1 декабря 2012 г. № 1240). При расчетах учитывалось, что цель принятия Постановления № 1169  - это  увеличение размеров вознаграждения, которые не могут быть ниже размеров, установленных действующим Порядком.

Однако представитель Минфина России сообщил, что министерство намерено ожидать принятия нормативного акта, регламентирующего порядок расчета вознаграждения адвоката в зависимости от сложности уголовного дела исходя из ставок, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1169.

Министерством юстиции РФ разработан проект Постановления Правительства РФ, которым предлагается включить соответствующие нормы в Положение о возмещении процессуальных издержек.

Юрий Пилипенко отметил, что содержащиеся в проекте цифровые значения полностью совпадают с указанными в решении Совета ФПА РФ. «Это свидетельствует о том, что мы нашли правильную методику расчета», – сказал он. Но за то время, которое пройдет до принятия этого Постановления, «может возникнуть недопонимание между адвокатами и правоприменителями». По имеющимся в ФПА сведениям, в некоторых регионах представители МВД предлагают адвокатам соглашаться на вынесение постановлений на оплату на основе прежних ставок, обещая в дальнейшем компенсировать разницу. Юрий Пилипенко уверен - идти на это не следует, поскольку правовых оснований для последующей компенсации не будет. В тех регионах, где суды восприняли подход, предложенный Советом ФПА РФ и поддержанный Минюстом России, Юрий Пилипенко рекомендует при получении от правоохранительных органов постановлений об отказе в оплате или об оплате по прежним ставкам обращаться в суд с административным иском о незаконности такого рода начислений.

ФАП напоминает, о своем обращении к адвокатам с просьбой сообщать о ставках, которые применяют суды, органы дознания и предварительного следствия за участие в делах по назначению в порядке ст. 51 УПК РФ, с указанием сложности уголовного дела, а также прочих обстоятельств, влияющих на размер ставки (время суток, праздничный или будний день). Информацию можно направлять с помощью страниц ФПА РФ в социальных сетях или на специальный адрес электронной почты –oplata2019@fparf.ru.

Совет ФПА РФ рассмотрел вопрос о том, как действовать в случае, если в течение ближайшего времени не удастся получить от Министерства внутренних дел РФ подтверждение, что выплаты вознаграждения адвокатам в зависимости от сложности уголовного дела будут производиться на основе ставок, утвержденных Постановлением № 1169.

Принят за основу проект решения, рекомендующего адвокатам и региональным палатам в случае подобного развития событий исходить из того, что оплата защиты по назначению должна производиться по минимальной или максимальной дневным ставкам, указанным в Постановлении № 1169, то есть 900 руб. за день участия в обычном деле и 1550 руб. – в сложном.

Порядок назначения адвокатов в качестве защитников

Ещё один важный вопрос, обсуждавшийся на Совете ФПА РФ -  подготовленная рабочей группой новая редакция Порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве (далее – Порядок).

Президент ФПА Юрий Пилипенко напомнил, что принятый Советом ФПА РФ 5 октября 2017 г. согласно требованиям ст. 50 УПК РФ Порядок предусматривает 4 модели распределения поручений на защиту по назначению. Региональные палаты в соответствии с этим Порядком начали выстраивать новую систему, и приняли собственные правила, которые вызвали недовольство некоторых правоохранительных структур. Московские силовики потребовали принять такой Порядок, который устраивал бы всех. В противном случае они были готовы настаивать на передаче полномочий по разработке Порядка Правительству РФ.

Президент ФПА РФ сообщил, что в Минюсте России сейчас проходят согласительные процедуры, и именно на этой стадии полезно снять все претензии к Порядку, приняв его новую редакцию. Если же подготовку этого документа поручат Правительству РФ, то вряд ли его будут согласовывать с адвокатским сообществом.

Юрий Пилипенко предложил коллегам высказать мнения относительно проекта новой редакции Порядка, выразив надежду на конструктивный подход и ответственность руководителей адвокатских палат.

В обсуждении приняли участие первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев, президент АП Ивановской области Елена Леванюк, вице-президент ФПА РФ, президент АП Московской области Алексей Галоганов, президент АП Воронежской области Олег Баулин, президент АП г. Москвы Игорь Поляков, вице-президент ФПА РФ, президент ПА Нижегородской области Николай Рогачёв.

Большинство членов Совета высказались за то, чтобы принять за основу подготовленный рабочей группой документ, доработав его с учетом имеющихся замечаний. Однако прозвучали и альтернативные предложения: расширить рабочую группу и поручить ей внести поправки в действующий Порядок или перенести дискуссию на очередной Всероссийский съезд адвокатов, чтобы выяснить позицию всех палат относительно необходимости внедрения автоматизированной системы распределения дел.

Предложив всем желающим передать в рабочую группу свои предложения и замечания к имеющемуся проекту, Юрий Пилипенко не стал выносить документ на голосование. «Мы продолжим его обсуждение и обязательно примем демократичное решение», – заверил президент ФПА РФ.

Кроме того, на заседании Совета ФПА РФ прозвучала информация, что Росфинмониторинг исключит из подготовленного им в 2018 г. законопроекта предложения по изменению Закона об адвокатуре и внесению поправок в КПЭА.

Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров сообщил членам Совета ФПА РФ о позиции Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) относительно замечаний к законопроекту, который подготовлен этим ведомством и  предусматривает среди прочего поправки в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в октябре 2018 г. ФПА опубликовала отрицательное заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Формулируя свою правовую позицию, ФПА РФ привела подробный анализ законопроекта, в котором предлагается дополнить Закон об адвокатуре и Кодекс профессиональной этики адвоката положениями, устанавливающими обязательные для каждого адвоката правила поведения не только при осуществлении адвокатской деятельности, но и при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Поправки в КПЭА предлагается согласовывать с Росфинмониторингом, а контроль за соблюдением требований «антиотмывочного» закона – возложить на адвокатские палаты субъектов РФ.

В своем заключении ФПА РФ привела ряд оснований, по которым не может поддержать законопроект в части, касающейся адвокатов, указав, что предлагаемые изменения противоречат в том числе концепции Закона об адвокатуре.

Геннадий Шаров информировал Совет ФПА РФ, что 28 января представители Росфинмониторинга во главе со статс-секретарем – заместителем директора Павлом Ливадным участвовали в совещании, которое прошло в Минюсте России под руководством заместителя министра юстиции РФ Дениса Новака. Была достигнута договоренность о том, что предложения по изменению Закона об адвокатуре и внесению поправок в КПЭА из данного законопроекта будут исключены.

При этом представители Росфинмониторинга заверили, что в статье 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» будет сохранена норма пункта 5. В соответствии с ней положения пункта 2 статьи 7.1, предписывающие адвокатам уведомлять уполномоченный орган об имеющихся у них основаниях полагать, что сделки или финансовые операции могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, «не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства РФ о соблюдении адвокатской тайны».

«Надеемся, что эта договоренность будет выполнена», – заключил Геннадий Шаров.

 

По материалам ФПА РФ.