Проект поправок направленный на совершенствование деятельности по правовому просвещению граждан и оказанию им бесплатной юридической помощи внесен в Государственную Думу 13 июня. "Адвокатская газета" ранее сообщала, что в октябре 2022 г. Минюст представил на общественное обсуждение проект поправок в Закон о бесплатной юридической помощи, который, в частности, предусматривал обязательное создание органами государственной власти в каждом субъекте РФ государственного юридического бюро. К моменту внесения проекта в Госдуму он подвергся серьезным изменениям. "Адвокатская газета" подробно информирует о всех новшествах законопроекта и представляет комментарии экспертов. Поправками предусматривается закрепление в качестве полномочий органов власти субъектов РФ определение порядка взаимодействия государственных юридических бюро с участниками государственной и негосударственной систем БЮП на территории региона. При данной модели оказания юридической помощи работники госюрбюро будут обеспечивать первичный прием граждан и оказание правовых консультаций, а адвокаты привлекаться к обеспечению представления интересов граждан в судах и иных органах - сообщили авторы законопроекта. При этом отмечается, что положения законопроекта, устанавливающие право государственных юридических бюро на организацию порядка взаимодействия участников государственной и негосударственной систем БЮП, не направлены на установление императивной обязанности субъектов РФ по созданию госюрбюро и распространяют свое действие на регионы, в которых уже созданы и функционируют такие бюро либо планируется их создание.В пояснительной записке указано, что в настоящее время в 48 регионах БЮП оказывают только адвокаты, в 8 субъектах – только государственные юридические бюро, а в 33 субъектах задействованы и бюро, и адвокаты (смешанная модель). В соответствии с законопроектом государственные юридические бюро смогут привлекать адвокатов к участию в государственной системе БЮП. Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами, привлеченными госюрбюро, будет осуществляться на основании соглашения о взаимодействии в сфере оказания БЮП, заключаемого между государственным юридическим бюро и адвокатской палатой субъекта РФ. В итоговом варианте Поправок также уточняется, что форма соглашения будет разрабатываться при участии Федеральной палаты адвокатов РФ. Разъясняется, что соглашением должны предусматриваться, в частности, порядок направления в адвокатскую палату субъекта РФ решения о привлечении адвоката для оказания БЮП, в том числе форма указанного решения, а также порядок и сроки назначения адвокатской палатой субъекта РФ адвоката для оказания бесплатной юридической помощи. Внесенным в Думу проектом поправок также предусматривается, что порядок участия адвокатов в государственной системе БЮП, в том числе порядок отзыва (замены, ротации) адвоката, участвующего в системе, определяется адвокатской палатой субъекта РФ самостоятельно.Требования к оказываемой адвокатами гражданам бесплатной юридической помощи, порядок взаимодействия Федеральной палаты адвокатов РФ и региональных адвокатских палат с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определяются в соответствии с Законом об адвокатуре. Согласно законопроекту Минюст будет наделен полномочиями разрабатывать стандарт оказания БЮП и обеспечивать мониторинг его соблюдения участниками государственной и негосударственной систем БЮП. Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, президент АП Воронежской области Олег Баулин отметил, что рассматриваемый законопроект обсуждается с участием ФПА уже более года и за это время он неоднократно изменялся и корректировался. "Адвокатская газета" цитирует О.Баулина: «Постановка вопроса о необходимости оптимизировать систему оказания бесплатной юридической помощи, повысить качество ее работы была полезной и результативной. Внимание Минюста России, других государственных структур к проблемам бесплатной юрпомощи, их обсуждение на различных площадках, включая Петербургский международный юридический форум, повлияли на качество ее оказания, в том числе и адвокатами, позволили использовать наработки государственной системы оказания юридической помощи в других сферах, например при оказании помощи беженцам». Олег Баулин напомнил, что изначально основой законопроекта была идея повсеместного создания госюрбюро. Внесенный же в Госдуму документ обязательности создания таких бюро не предусматривает - обратил внимание О.Баулин - однако, по его мнению, содержание пояснительной записки позволяет утверждать, что вектор государственной политики в этом направлении не изменился. Тем не менее Олег Баулин полагает, что конструкция оказания БЮП, предусматривающая привлечение государственными бюро адвокатов для непосредственного оказания юридической помощи, а также заключение по данному вопросу соглашений о взаимодействии между бюро и адвокатскими палатами, сущности юридической помощи не противоречит и интересов адвокатуры не нарушает. «В то же время предлагаемое законопроектом положение об утверждении Минюстом стандарта оказания БЮП для всех ее субъектов, включая адвокатов, вызвало непонимание и возражения, которые были представлены в Правительство РФ. Адвокатское сообщество не без оснований полагает, что в действующем законодательном регулировании разработка любых стандартов адвокатской профессии относится к компетенции Всероссийского съезда адвокатов. Как известно, Стандарт оказания БЮП был в установленном законом порядке разработан и принят XI Всероссийским съездом», – подчеркнул Олег Баулин.
Фото Тимур Ханов/"Парламентская газета"