Актуальное
25.01.2024

КС выявил неопределенность гражданского и бюджетного законодательства, проявившуюся в неоднозначном решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных денежных сумм при обращении взыскания на бюджетные средства.

Об этом говорится в новом Постановлении КС РФ №3-П/2024, которое проанализировало Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ). КС РФ сделал соответствующие выводы в ходе рассмотрения жалоб пенсионерки и осужденного. Согласно материалам дела, в декабре 2021 года пенсионерка взыскала с ГБУ "Жилищник»  более 400 тысяч рублей в качестве возмещения вреда за затопление квартиры. Исполнительный лист был предъявлен в феврале и исполнен в марте 2022 года. Автор другой жалобы в июне 2021 года взыскал с ФСИН компенсацию морального вреда в размере 10 тысяч рублей, но реализация решения была задержана из-за ошибочного направления исполнительного листа в другую инстанцию. Оба заявителя обратились в суд для индексации присуждённых сумм с момента вынесения судебного решения. Суды отказались индексировать выплаты, мотивировав тем, что   денежные средства были выплачены пострадавшим в трехмесячный срок со дня предъявления исполнительного листа согласно Бюджетному кодексу РФ. Заявители посчитали, что действующее законодательство препятствует индексации денежных средств, источником которых является бюджетная система РФ, и попросили проверить Конституционность ст. 208 ГПК РФ, п. 1 и 2 ст. 242.1 и п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, п. 1 и 2, абз. 1 п. 5, абз. 1 п.6 и абз.1 п. 7 ч.20 ст.30 закона №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

В своем решении КС РФ указал, что неправомерная задержка исполнения судебного акта должна рассматриваться в качестве нарушения права на справедливое правосудие, что предполагает выплату надлежащей компенсации лицу, которому таким нарушением причинен вред. Оспариваемые нормы были признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку неопределенность их нормативного содержания в системе действующего правового регулирования порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на бюджетные средства и средства бюджетных учреждений, а также потому, что они позволяют при решении вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм, не учитывать ошибочное направление судом по просьбе взыскателя документов для взыскания не тому органу, которому они должны быть адресованы в силу закона — сообщает РАПСИ о содержании Постановления КС РФ. "Законодателю надлежит незамедлительно внести изменения в правовое регулирование. Он не лишен возможности предусмотреть особенности определения дня начала индексации присужденных сумм в зависимости от того, связано ли взыскание с отношениями, где бюджетное учреждение выполняет публичную функцию или выступает как равноправный участник гражданского оборота", - передает пресс-служба КС РФ требования суда. До внесения соответствующих изменений срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на бюджетные средства и на средства бюджетных учреждений должен исчисляться со дня поступления исполнительных документов, а при ошибочном направлении данных документов судом по просьбе взыскателя не в тот орган, в который они должны были быть направлены, указанный срок исчисляется начиная со дня их поступления в тот орган, в который документы были ошибочно направлены.

Фото с сайта Государственной Думы

Полный текст новости