Адвокатура
05.04.2022

Президент Адвокатской палаты Воронежской области, вице-президент ФПА РФ Олег Баулин в интервью на телеканале «ТV-«Губерния» прокомментировал потерю доступа россиян к ЕСПЧ в связи с выходом России из Совета Европы.

 «Россия перестает быть стороной Европейской конвенции о защите прав человека с 16 сентября 2022 года» — заявил Европейский суд по правам человека. "Россия выходит из Совета Европы по собственной воле, это взвешенное и обдуманное решение" — в свою очередь сообщил глава делегации РФ в ПАСЕ П.Толстой. Выход из  Совета Европы  означает и то, что россияне не смогут обращаться в Европейский суд по правам человека. Как это отразится на россиянах, если — согласно статистическому отчету, опубликованному на сайте суда, Россия входит в список стран-лидеров по количеству жалоб, поданных в ЕСПЧ? - с такого вопроса началось интервью в студии программы «Вечер вместе» на телеканале «ТV-«Губерния». Президент АП ВО Олег Баулин пояснил, что выход из СЕ и ЕСПЧ — это ряд юридических процедур, и напомнил, что в Конституции России теперь содержатся нормы о приоритете нашего внутреннего законодательства перед международными договорами в случае, если они противоречат Конституции. Европейский же суд по правам человека не являлся какой-либо высшей судебной инстанцией — он проверял соблюдение Конвенции о защите прав и основных свобод человека — не более.

Что касается количества жалоб, поданный в ЕСПЧ, то были периоды, когда в лидерах по их количеству была Украина,  была масса решений по России и выплата многочисленных компенсаций в кризисном 2008 году, а в итоге - чуть ли не четверть всех удовлетворенных ЕСПЧ  жалоб — у России. Олег Баулин отметил, что у адвокатского сообщества какого-либо напряжения в связи с выходом из СЕ нет. Но, в принципе, влияние ЕСПЧ было довольно полезным, что нашло отражение в последующем и в постановлениях Конституционного суда РФ, который, например, проверял законность правоприменительной практики в конкретных делах, и в обзорах судебной практики Верховного суда. Но были и другие вопросы:  например, периодически появляющаяся политизированность ЕСПЧ, которая выражалась именно в  отношении России (дело «Юкаса», Димы Яковлева и т. д.). «Кроме того — отметил Олег Баулин - мы были вынуждены обращать внимание на то, что в Европейском суде по правам человека находится 5,5 тысяч исков жителей Донбасса  против Украины и они не рассматриваются. А обращения А.Навального  рассматривались тут же». Глава адвокатской палаты Воронежской области напомнил также, что события 2 мая 2014 г. в Одессе заинтересовали ЕСПЧ только в феврале 2022 года. Т.о. налицо дисбаланс: с одной стороны — очевидная полезность разъяснений ЕСПЧ, с другой - его позиция по отдельным вопросам  в отношении России. Этот дисбаланс, скорее всего и сработал в сторону выхода из СЕ, позволив указать - политически направлять Россию не надо: у нас есть суверенитет.

Что касается всё чаще звучащего мнения, что выход из Совета Европы означает автоматическое возвращение смертной казни, то Олег Баулин подробно остановился на самой важности вопроса — нужна ли смертная казнь вообще.  Этот вопрос  - по мнению президента АП ВО - имеет нравственные, философские, даже религиозные корни. Если переводить его в формально юридический аспект, то следует отметить: в 1996 году Россия стала членом Совета Европы. Примерно тогда же состоялся Указ Президента  - это первое основание для моратория на применение смертной казни в России (потому что есть ст.59 УК РФ и она предусматривает возможность назначения именно такого наказания: Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь и не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста и т. д.).   Таким образом,  есть мораторий, есть постановление КС РФ от 1999 года, запрещающее возможность применения смертной казни до начала деятельности судов присяжных (в 1999 году Конституционный суд признал неконституционной возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны — а судов присяжных тогда не было в Чечне. В 2009 году КС признал невозможность назначения смертной казни даже после введения суда присяжных в Чечне). Таким образом, на Европейской Конвенции мораторий на ограничение смертной казни в России не завязан, а 6-й протокол к этой Конвенции, который как раз запрещает применение смертной казни, у нас не ратифицирован, что означает отсутствие такого обязательства перед Советом Европы, но не означает автоматического применения смертной казни с 16 сентября 2022 г. 

Интервью на телеканале «ТV-«Губерния»