28 ноября 2024 года состоялось заседание Координационного совета при Управлении Минюста России по Воронежской области. Одним из главных вопросов, рассмотренных на нем, стали вопросы качества предоставления юридических услуг на территории Воронежской области.
В заседании Совета принял участие вице-президент ФПА РФ, президент Адвокатской палаты Воронежской области Олег Баулин. В своем докладе он акцентировал внимание на том, что проблема качества юридической помощи – комплексная, многоуровневая, и не все ее аспекты могут быть разрешены на уровне Воронежской области.
Одной из главных слагаемых проблем в этой части Олег Баулин назвал бессистемность юридического рынка, в рамках которого определенная часть юридического сообщества подчиняется установленным для адвокатуры корпоративным нормам и правилам, а в отношении другой части юридического сообщества какое-либо регулирование отсутствует. Судебная практика имеет дело только с наиболее заметными нарушениями со стороны юристов, в то время как в текущих ситуациях вопросы качества оказываемой юридической помощи, как правило, не обсуждаются.
Министерство юстиции РФ совместно с Федеральной палатой адвокатов РФ к 1 октября 2024 года представили в Правительство РФ законопроект о внесении изменений в процессуальные кодексы, и в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». В нем предлагается заменить правила, касающиеся профессионализации судебного представительства, и требования наличия высшего юридического образования требованиями об обязательном участии адвокатов в судебном процессе.
В отношении адвокатуры в настоящее время есть как механизмы публичного, так и корпоративного контроля, которые успешно реализуются и позволяют разбираться с проблемами качества оказания юридической помощи, в частности, и с проблемами представительства. В отношении адвокатуры Федеральным законом установлены правила допуска к профессии, которые, в том числе, предполагают участие в этой процедуре, помимо представителей адвокатуры, также территориальных органов юстиции, регионального законодательного органа, судейского корпуса и научного сообщества. Это позволяет обеспечить публичный контроль за соответствием претендентов требованиям Закона об адвокатуре и способствует обеспечению качества оказываемой юридической помощи.
В адвокатуре также имеются механизмы повышения квалификации, что выгодно отличает ее от других субъектов юридического рынка. Согласно Стандарту профессионального обучения, каждый адвокат со стажем работы до 3 трех лет, обязан повышать квалификацию в объеме 40 аудиторных часов, а адвокат со стажем работы более 3 лет – в объеме 30 аудиторных часов. Данный механизм работает. По Воронежской области большинство адвокатов выполняют требования Стандарта, а мерами реагирования в отношении остальных является направление предостережений. Но по России уже есть серьезная статистика, включающая, в том числе, и ситуации прекращения профессионального статуса адвокатов на данном основании.
Сама процедура дисциплинарного производства также включает возможность участия в ней территориального органа юстиции, суда, прокуратуры и других органов. Помимо прекращения статуса, также определяется период времени, в течение которого лица, статус адвоката которых прекращен на основании дисциплинарных производств, не могут быть допущены к сдаче квалификационного экзамена. Он составляет от 1 года до 5 лет, в течение которых также запрещается заниматься юридической практикой. Характерно, что для практикующих юристов таких правил нет, и это в определенной степени даже дискриминирует адвокатов.
Таким образом, для адвокатского сообщества предусмотрен достаточно серьезный перечень норм и требований, в то время как для остальных субъектов юридического рынка никаких требований не установлено. Это является проблемой, которую Министерство юстиции РФ последовательно решает на федеральном уровне.
Олег Баулин отметил, что удовлетворенность потребителя также не может являться критерием качества оказанных юридических услуг. Такой подход доминирует в адвокатском сообществе. Этому есть объяснение, во-первых, в том, что право на оказание юридической помощи имеет любой гражданин, и необязательно тот, которому принадлежит спорное право. Во-вторых, неудовлетворительная ситуация может возникнуть по вине самого доверителя. В-третьих, влияние на результат оказания юридической помощи имеют и многие третьи лица – органы государственного управления, суды, прокуратура, следствие. Все это не позволяет говорить о возможности гарантировать удовлетворение потребителя при оказании юридических услуг.
Федеральная палата адвокатов РФ уже разработала целый ряд стандартов по отношению к отдельным видам деятельности адвокатов – Стандарт уголовной защиты (от 20 апреля 2017 г.), Стандарт оказания бесплатной юридической помощи (от 20 апреля 2023 г.), Стандарт подготовки и направления адвокатских запросов (от 20 апреля 2023 г.). В настоящее время готовится Стандарт оказания консультационных услуг. Таким образом, определяется минимально необходимый перечень действий, которые адвокат должен совершить для качественного оказания юридической помощи и которые являются достаточными для защиты прав и законных интересов доверителей.
В завершении доклада Олег Баулин подчеркнул, что проблема качества оказания юридической помощи – многоплановая, носит комплексный характер и требует усилий как федеральных структур адвокатуры, так и содействия органов юстиции и работы региональных адвокатских палат.
Был проведен анализ обращений по поводу оказания некачественных юридических услуг на территории Воронежского региона. По его итогам установлено, что с 2021 года в адрес управления Роспотребнадзора по Воронежской области поступило 544 обращения по вопросам нарушения сроков оказания юридических услуг, оказания услуг ненадлежащего качества, а также добровольного расторжения договора по инициативе потребителя и возврате денежных средств. Данные свидетельствуют о том, что стоимость предоставляемых услуг варьируется от 6000 до 90000 рублей. При этом большее количество договоров граждане заключили с юридическими лицами. В СУСК России по Воронежской области за указанный период поступило 49 заявлений граждан по фактам совершения в отношении них хищений под видом оказания юридических услуг. Из них 29 заявлений – в 2021 году, 7 заявлений – в 2022 году и 3 заявления – в 2023 году. По всем заявлениям были возбуждены уголовные дела. В 2024 году также зафиксировано несколько обращений граждан об оказании некачественной юридической помощи со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на основании части которых возбуждены уголовные дела.
Таким образом, из анализа обращений также следует необходимость проведения реформы в целях повышения качества оказываемых юридических услуг и контроля юридического рынка.