Адвокатура
16.12.2022

Минюст опубликовал для общественного обсуждения проект закона, которым предусматривается ограничение во времени действия запрета на представительство в суде лица, статус адвоката которого прекращен в связи со вступлением в законную силу приговора суда.

В пояснительной записке к проекту закона Минюст отметил, что действующие в настоящее время положения Закона об адвокатуре были закреплены из-за необходимости урегулировать статус адвоката таким образом, чтобы он мог эффективно выполнять функции правовой защиты, возложенные на него Конституцией и федеральным законом. Кроме того, государство призвано не допускать использование статуса адвоката вопреки своему предназначению и должно обеспечивать правовыми средствами доверие общества к деятельности адвокатов и институту адвокатуры в целом, тем самым защищая право граждан на судебную защиту и право на получение ими юридической помощи - сообщает “Адвокатская газета”: поправками предлагается внести изменения в п. 3 ст. 17 Закона об адвокатуре, установив в абз. 2 конкретный срок, в течение которого лицу, статус адвоката которого прекращен по основанию, предусмотренному подп. 4 п. 1 ст. 17 Закона, запрещено быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя. При этом запрет на осуществление судебного представительства для лица, адвокатский статус которого прекращен в связи с признанием его виновным в умышленном преступлении, предлагается установить в течение срока судимости за совершение умышленного преступления, но не менее пяти лет с момента принятия решения о прекращении статуса. Авторы законопроекта, в частности, указали: “Поскольку установление бессрочного запрета на осуществление судебного представительства для лиц, статус которых прекращен по основаниям пункта 3 статьи 17 Федерального закона № 63-ФЗ, является чрезмерной мерой в отношении указанных лиц и выходит за рамки допустимых ограничений права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, то вышеуказанные изменения позволят установить соразмерные ограничения права для лиц, статус которых прекращен, осуществлять судебное представительство, не нарушив при этом баланс конституционных ценностей».

Ранее в комментарии “Адвокатской газете” вице-президент ФПА РФ Олег Баулин отмечал, что сам по себе запрет на осуществление судебного представительства лицу, статус адвоката которого прекращен в связи со вступлением в законную силу обвинительного приговора, правомерен и неконституционным не является, однако в такой же степени очевидно, что ни одно неблагоприятное последствие совершения преступления не может быть бессрочным, что Конституционный Суд и закрепил в выводах Постановления от 10 ноября 2022 г.. Олег Баулин, комментируя 13 декабря 2022 года законопроект Минюста, в интервью “Адвокатской газете” подчеркнул, что законопроект практически дословно воспроизводит положение п. 3 Постановления КС № 49-П/2022, в соответствии с которым срок действия запрета быть представителем в суде для лица, статус адвоката которого прекращен в связи со вступлением в законную силу приговора суда о признании этого лица виновным в совершении умышленного преступления, должен признаваться равным сроку судимости, но составлять не менее пяти лет с момента принятия решения о прекращении статуса адвоката.

Олег Баулин отметил также, что предложения законопроекта соответствуют позиции Федеральной палаты адвокатов. Вице-президент ФПА РФ, президент Адвокатской палаты Воронежской области Олег Баулин также в качестве позитивного момента отметил отношение к использованию в целях определения срока ограничения судебного представительства положений КПЭА. «Вслед за Конституционным Судом в качестве минимального возможного срока, в течение которого сохраняется запрет на представительство, Минюст России предлагает использовать установленный п. 7 ст. 18 КПЭА предельный пятилетний период, в течение которого лицо, лишенное статуса адвоката, не допускается к сдаче квалификационного экзамена. В отношении иных оснований прекращения статуса адвоката, реализуемых в рамках дисциплинарных производств (подп. 1, 2 и 2.1 п. 2 ст. 17 Закона об адвокатуре), для решения вопроса о периоде действия запрета на судебное представительство в законопроекте также предлагается руководствоваться сроком, определяемым органами адвокатского сообщества по правилам п. 7 ст. 18 КПЭА», – пояснил Олег Баулин.

 

Полный текст новости

Фото из открытого источника