Адвокатская палата Воронежской области организовала научно-образовательный семинар «Психолого-правовые аспекты разрешения судебных споров о месте жительства и порядке общения с ребенком». Спикерами семинара стали Александр Сухотин - психолог, эксперт, директор Академии стратегических инициатив, член научно-консультативного совета Российского психологического общества и Антон Сорин - кандидат психологических наук, детский и подростковый психолог, старший научный сотрудник Академии стратегических инициатив.
Александр Сухотин посвятил первую часть семинара психолого-правовым аспектам разрешения семейных споров о месте жительства ребенка, а также рассказал о порядке общения с ребенком отдельно проживающего родителя. Как правило, все судебные споры о месте проживания ребенка относятся к категории высококонфликтных, и экспертам приходится работать с вовлеченным в конфликт ребенком. Сухотин привел примеры из собственной практики, и обратил внимание на необходимость психолого-психиатрической экспертизы как наиболее объективной для оценки того, с кем из родителей ребенок взаимодействует лучше, с кем создана наиболее комфортная среда для коммуникаций. Зачастую ребенок гораздо легче чувствует себя и общается с тем родителем, который проживает отдельно. Психолого-психиатрической экспертиза помогает установить истинное отношение ребенка к каждому родителю. Одностороннее заключение специалиста менее объективно. Кроме того, среди специалистов нет однозначного мнения по ряду формулировок и определений — например, на вопрос «как скажется на психике ребенка проживание с тем или иным родителем?» однозначного ответа быть не может; а формулировку «степень привязанности ребенка» некоторые специалисты считают некорректной. Спикер подробно рассказал о методиках проведения экспертизы, о тех моментах, на которых акцентируются специалисты и обратил внимание на некоторые факты выхода специалистов за пределы компетенции: в частности, психолог не вправе писать с кем (на его взгляд) должен остаться ребенок — это компетенция суда. Ещё один фактор, указывающий на объективность экспертизы — для нее используются 11 оценочных позиций, а в оценке, которую могут дать специалисты медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского, например, всего 4 позиции.
Значительную часть своего выступления Александр Сухотин посвятил психолого-правовым аспектам исполнения исполнительных документов, связанных с воспитанием детей. Все участники семинара получили методические материалы с подробными разъяснениями по озвученным спикером материалам.
Вторую часть семинара: «Психологические категории в семейных спорах: психологическое индуцирование, психологические особенности детей разного возраста и реакций на развод родителей, особенности опроса ребенка в судебном процессе» провел Антон Сорин - кандидат психологических наук, детский и подростковый психолог, старший научный сотрудник Академии стратегических инициатив.
Психологические индуцирование — это один из механизмов формирования у детей того или иного отношения к родителю, как правило, отдельно проживающему. С одной стороны психической индукции способствует естественная возрастная незрелость детей, их внушаемость; а с другой стороны, повышенная эмоциональная близость с проживающим совместно родителем. Проблема в том, чтобы определить - под влиянием каких обстоятельств сформировалось то или иное мнение или установка ребенка. Во многом, на это влияют те, кто проживает вместе с ребенком, и мнение или установку нельзя считать собственной. Отсюда большие сложности с определением «действовать в интересах ребенка» - а в интересах ли ребенка то, что он хочет? У психологов тут четкое представление — абсолютно в интересах ребенка является взаимодействие с обоими родителями в дружеской среде. А когда ребенок взаимодействует в основном с кем-то одним, то этот один становится единственным объектом всех переживаний ребенка — и негативных в том числе. Если ребенок взаимодействует с обоими родителями — независимо от того, где они проживают, то свои эмоции так или иначе делит между ними в равных долях. Менее единодушны психологи в вопросе что является травматичным для ребенка. В некоторой степени все дети травмированы, например, детским садом: они туда идут с неохотой. Но, с другой стороны, если ребенок радостно бежит в детский сад, то что же за ситуация у него дома? В итоге — травматичными ситуациями для ребенка принято считать те, к которым он принципиально не готов, выбивающие из привычного течения жизни. Юридические, судебные процессы для ребенка как минимум не привычны, и сделать их понятными ребенку, доступными ля его осмысления — одна из задач всех задействованных в процесс. Антон Сорин обратил внимание на ряд важных моментов при вовлечении детей в судебный процесс. В частности, весьма условное деление на дошкольный, младшешкольный и подростковый возраст не означает, что ребенок, посещающий школу, относится к школьному возрасту - к примеру, зачастую уровень развития 8-летнего ребенка соответствует дошкольному. Кроме того, любые выводы, которые могут быть сделаны судьей или иметь значение в рамках исполнительного производства требуют времени для взаимодействия с ребенком. Участники семинара получили материалы о психологических особенностях детей разного возраста, спикер показал собравшимся иллюстративный тематический видеоматериал, ответил на ряд частных вопросов.
Презентации и методические материалы: