Объявления
19.08.2022

Программа подготовки экспертов по специальности 13.1 «Исследование обстоятельств ДТП» 31 августа — 16 сентября 2022 г.

Санкт-Петербургский институт адвокатуры – Межрегиональный учебный центр ФПА РФ приглашает принять участие в онлайн-курсе объемом 104 ак. часа по программе подготовки экспертов по специальности 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия», который пройдет с 31 августа по 16 сентября с 11.00 до 13.00 с использованием платформы Zoom. 

 Занятие проводит эксперт, адвокат, преподаватель Санкт-Петербургского института адвокатуры, преподаватель Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), преподаватель Палаты судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова «СУДЭКС» Келарев Аркадий Вячеславович.

О мероприятии:

Программа подготовлена совместно с Союзом лиц, осуществляющих деятельность в сфере судебной экспертизы и судебных экспертных исследований «Палата судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова» (https://www.sudex.ru/) – крупнейшей в стране организацией, осуществляющей повышение квалификации судебных экспертов. Членами СУДЭКС являются более 1500 судебных экспертов и 150 судебно-экспертных организаций.

Полученные знания позволят на экспертном уровне разбираться в произошедшем дорожном событии, а также качественно анализировать имеющиеся в деле экспертизы.

Курс будет полезен адвокатам и юристам, осуществляющим правовую помощь по делам о ДТП. Овладение специальными знаниями по исследованию обстоятельств ДТП в совокупности с юридическими знаниями создадут уникальные профессиональные компетенции.

В процессе занятий рассматриваются этапы расследования дорожных происшествий, решаются ситуационные задачи по фактическим обстоятельствам произошедших ДТП. Исследуются технические аспекты происшествия, выполняются необходимые расчеты, анализируются факторы, сопутствующие ДТП. Разбираются типичные ошибки, связанные как с назначением, так и с производством автотехнических экспертиз. 

Обучение проводится на основе судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам, а также практики проведения исследований и дачи заключения экспертами по вопросам, требующим специальных знаний в области автотехнических экспертиз.

Завершается курс итоговой аттестацией, проводимой в форме электронного тестирования.

Для подготовки к аттестации участникам курса предоставляется специальная литература и методики, используемые экспертами РФЦСЭ Минюста РФ и экспертами ЭКЦ МВД России при производстве судебных автотехнических экспертиз.

Участникам курса, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и успешно прошедшим итоговую аттестацию, СУДЭКСом будет выдано Удостоверение о повышении квалификации, с внесением данных в Федеральный реестр сведений о документах об образовании. Также выдается Сертификат Института адвокатуры, подтверждающий исполнение требований Стандарта профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов.

 За 2021 г. прошли обучение по данной программе 55 слушателей. Специальные знания получили адвокаты, практикующие юристы, следователи и эксперты.

Программа курса:

I. Правовые и организационные основы судебной автотехнической экспертизы


Тема 1. Предмет доказывания по делам об автотранспортных преступлениях (далее – АТП).

Понятие состава АТП. Предмет доказывания по делам об АТП. Понятие состава АТП и особенности предмета доказывания по уголовным делам об АТП. Пределы доказывания по делам об АТП, пределы экспертного исследования.

 

Тема 2. Судебная автотехническая экспертиза (далее – САТЭ).

Судебная автотехническая экспертиза, ее содержание и задачи. Предмет и объекты САТЭ. Классификация САТЭ. Дискуссионные вопросы экспертной практики и их решение. Перспективы развития САТЭ.

 

Тема 3. Назначение и производство судебной автотехнической экспертизы на предварительном следствии и в суде.

Назначение САТЭ на предварительном следствии. Постановление о назначении экспертизы и материалы, представляемые на экспертизу. Дополнительная, повторная, комиссионная и комплексная экспертизы. Исходные данные, используемые экспертом-автотехником при даче заключения. Особенности назначения САТЭ судом. Участие специалиста-автотехника в производстве следственных действий.

Организация производства САТЭ в экспертных учреждениях. Особенности и права руководителя. Процессуальный порядок производства экспертизы на предварительном следствии и в суде. Последовательность действий эксперта-автотехника. Пределы инициативы эксперта-автотехника. Обязанности и права эксперта-автотехника.

 II. Основы теории автомобиля, организации и безопасности дорожного движения

 Тема 4. Основы организации и безопасности дорожного движения.

Правила дорожного движения (далее – ПДД), краткая история их развития. Основные положения Международной конвенции о дорожных знаках и сигналах. Положение о госавтоинспекции, ее основные задачи и направления работы; роль и задачи дорожного надзора; квалификационные требования к водителям; классификация дорожно-транспортных происшествий; активная и пассивная безопасность автомобиля; профилактическая работа судебного эксперта-автотехника в процессе производства экспертиз.

Тема 5. Основы теории движения транспортных средств (далее – ТС).

Силы и моменты, действующие при движении ТС; уравнение движения ТС; графики силового баланса; динамическая характеристика; ускорение, время и путь разгона; тормозная динамика ТС.

III. Методическая и нормативно-техническая документация в области экспертного исследования обстоятельств ДТП

Тема 6. Экспертное определение параметров торможения ТС и времени реакции водителя.

Замедление ТС при торможении; тормозной и остановочный путь ТС; время реакции водителя; время запаздывания срабатывания тормозной системы; время нарастания замедления; время торможения; определение скорости ТС перед началом торможения, в момент ДТП.

Тема 7. Экспертное исследование наезда на пешеходов.

Причины наездов на пешеходов и задачи экспертного исследования; механизм наезда на пешехода; техническая возможность предотвращения наезда на пешехода, перемещавшегося в попутном (встречном) направлении, в поперечном направлении, при ограниченной видимости, при ограниченной обзорности; экспертный анализ ДТП с помощью ЭВМ.

Тема 8. Экспертное исследование столкновений ТС.

Причины столкновений ТС и задачи экспертного исследования; классификация столкновений; механизм столкновения ТС; экспертное исследование процесса сближения ТС, процесса взаимодействия при столкновении, процесса отбрасывания после столкновения; техническая возможность предотвращения столкновения.

Тема 9. Экспертное исследование маневра объезда, опережения и обгона ТС.

Силы, действующие в процессе маневра ТС; методика экспертного исследования маневра; понятие обгона; исходные данные, необходимые для экспертного исследования обгона и объезда; обгон с постоянной скоростью; обгон с ускорением и замедлением; незавершенный обгон.

Тема 10. Экспертное исследование устойчивости и управляемости ТС.

Понятия устойчивости и управляемости ТС. Потеря поперечной устойчивости ТС на горизонтальной дороге и на негоризонтальной дороге. Потеря продольной устойчивости ТС. Потеря управляемости ТС. Исследование ДТП, связанных с заносом ТС. Определение критических скоростей движения ТС по условиям заноса и опрокидывания.

Промежуточная аттестация:

– проводится в форме электронного тестирования с решением ситуационных задач по пройденным темам с выбором одного или нескольких правильных вариантов ответа;

– количество вопросов в тесте: 20;

– время, отводимое на сдачу теста: 20 минут;

– количество попыток для сдачи теста: 1;

– оценка успешности сдачи теста: 16 и более правильных ответов.

Тема 11. Экспертное исследование ДТП, происшедших в условиях ограниченной видимости.

Понятия общей и конкретной видимости. Методы их определения и использования экспертом. Решение вопросов о соответствии скорости движения ТС условиям общей видимости и о технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП в условиях ограниченной видимости опасного объекта.

Тема 12. Экспертное исследование действий водителей на соответствие требованиям Правил дорожного движения (далее – ПДД).

Понятие «момент возникновения опасности для движения» и его использование в судебно-следственной и экспертной практике. Пределы компетенции судебного эксперта-автотехника в вопросах «о моменте возникновения опасности» и «исследования действий водителя на соответствие ПДД». Экспертное исследование действий водителя в стандартных (регламентированных в ПДД), нестандартных дорожно-транспортных ситуациях и особых дорожных условиях.

Итоговая аттестация (экзамен):

– проводится в форме тестирования;

– каждому слушателю предлагается сборник из 20 заданий и 80 предложенных ответов.

Критерий тестовых заданий на экзамене:

«5» – слушатель допускает при ответе не более 3 ошибок;

«4» – слушатель допускает при ответе не более 6 ошибок;

«3» – слушатель допускает при ответе не более 9 ошибок;

«2» – слушатель допускает при ответе 10 и более ошибок.

Стоимость: 35 000 рублей.

Записаться на курс и оплатить участие в нем можно на сайте Института адвокатуры.